Накануне нового учебного года к жителям и гостям Верхней Пышмы обратились директор Верхнепышминского исторического музея Маракова Анна Станиславовна и скульптор арт-объектов у входа в музей «Медяшка» и «Пышмик и Куприк» Игорь Лобанов. С ними побеседовала Наталья Баженова.
Наталья Баженова: – Здравствуйте, Анна Станиславовна! Какие мероприятия у вас планируются к началу нового учебного года?
Анна Маракова: – Каждый год, в День знаний, учащиеся образовательных учреждений городов Верхняя Пышма и Екатеринбурга отправляются в увлекательное и познавательное путешествие во времени с нашим музеем в рамках проекта «Урок в старой школе». Дети попадают в атмосферу церковно-приходской школы начала XX века, изучают азы старославянской азбуки и пишут гусиным пером. Детям и родителям интересно заглянуть в прошлое и стать одним из учеников той школы, которая закладывала базовые знания их прабабушкам и прадедушкам.
Наталья Баженова: – Чем интересуются посетители вашего музея?
Анна Маракова: – Посетители приходят к нам посмотреть стационарные экспозиции и временные выставки, сами становятся участниками акций, выставок и мероприятий для жителей и гостей Верхней Пышмы.
Наталья Баженова: – Какой музейный экспонат вы можете назвать символом Верхней Пышмы?
Анна Маракова: – В нашем музее собраны уникальные музейные экспонаты, способные привить уважение и любовь к отечественной истории, родному краю, любимому городу.
Однако, неким символом города Верхняя Пышма могут стать арт-объекты «Пышмик и Куприк» и «Медяшка» скульптора Игоря Лобанова. «Медяшка» появился первым в городе, это случилось в 2018 году. Открытие скульптурной композиции «Пышмик и Куприк» состоялось в этом году в преддверии Дня города и Дня металлурга. Уличные скульптуры несут добрый посыл горожанам и гостям города, подтверждая статус Медной столицы Урала.
Наталья Баженова: – Какие планы у вашего музея на ближайшее время?
Анна Маракова: – По традиции, музей вновь распахнет двери для торжественного чествования молодых пенсионеров городского округа Верхняя Пышма ко Дню пенсионера Свердловской области.
А к новому учебному году 2022-2023гг., мы подготовили новые программы и проекты, мастер-классы, музейные занятия по истории города и края для школьников в рамках проекта «Музей + Школа».
Новые выездные туристические маршруты «Верхняя Пышма — Медная столица Урала», «Медь и техника», «История Романовых. По святым местам …», «Медные ворота Урала», а также пешеходные маршруты «Прошагаем Медную столицу», «По магистральной улице» и «Дорога к храму» ждут жителей и гостей Верхней Пышмы.
Наталья Баженова: – Добрый день, Игорь! Накануне нового учебного года, поговорим о профессии скульптора. Что, на ваш взгляд, главное – в этой профессии?
Игорь Лобанов: – Здравствуйте. В данной профессии всегда несколько составляющих – не все так просто. По этому поводу однажды прекрасно высказался уральский скульптор-монументалист Лев Николаевич Головницкий: «Нет ничего хуже в мире, чем художник, не знающий особенностей своего ремесла и ремесленника, который не обладает художественным вкусом». Лучше и не скажешь!
К этим моментам я бы ещё добавил умение созидать и созерцать. Всё в Мире рождается ради любви. Благодаря этому великому чувству всё живет и развивается. Человек творческий, созерцающий, умеющий любить и наблюдать рано или поздно ощутит в себе потребность высказываться – менять окружающий его Мир в лучшую сторону. Его поиск – самая главная потребность мировоззрения. И это большая ответственность, поскольку форма высказывания иногда может расходиться с мнением зрителей, но автор должен быть непоколебим и хладнокровен по отношению своего выбора. Вот в этой стойкости характера и должны заключаться главные составляющие, вместе с даром созерцания.
Наталья Баженова: – Как человеку понять, что ему стоит обратить внимание на эту специальность? Какими качествами должен обладать будущий скульптор и архитектор?
Игорь Лобанов: – Ему, прежде всего, должна нравится скульптура и архитектура так таковая. Человек должен обладать внутренним вдохновением. Он должен любить свою историю и, конечно же, историю искусств. Он видит архитектуру, переведенную в музыку, и ему есть, что добавить в данную «симфонию». У него должно быть великое чувство меры и вкуса. Ведь мера – выработанное определение мастерства, а вкус – генетически сформирован жизненным путем мастера. Но он должен понимать, что одного без другого не существует.
Вот для примера о мере. Оперный и камерный певец, артист Федор Шаляпин брал одну треть из своего голосового диапазона, когда выступал перед зрителями. В его случае, мера – неотъемлемая часть его мастерства, выработанная годами, потому что так надо.
Наталья Баженова: – Какой совет вы можете дать своим будущим коллегам?
Игорь Лобанов: – Чувствуй руками – лепи сердцем.
Наталья Баженова: – Какими проектами вы сейчас занимаетесь?
Игорь Лобанов: – Проектов несколько – это Парк Владислава Петровича Крапивина и работа над созданием художественного фильма «Остров Двид» режиссёра Юлиана Тиссена.
Парк Владислава Крапивина в уральской столице – это целый скульптурный Мир, в котором ожившие персонажи в бронзе, по литературным произведениям Крапивина, будут объединены общей камерностью и литературной вселенной писателя. Проект создается кропотливо, филигранно, совместно с инициативной группой и главным Командором, идейным вдохновителем отряда «Каравелла» – Ларисой Александровной Крапивиной.
С Ларисой Александровной мы нашли общую тему – парк-сквер или набережная в Екатеринбурге, где люди могли бы гулять, чувствуя себя героями среди персонажей параллельных пространств крапивинской книжной Вселенной, и гордиться тем, что живут в таком замечательном городе. По этому поводу скоро выйдет книга «Сквер им. Крапивина», в которой будут собраны все идейные поиски парка, архитектурное видение, скульптурные решения, с моим подробным описанием, а также цитаты из произведений Владислава Крапивина, относящиеся к той или иной скульптурной композиции.
Еще об одном проекте, над которым я сейчас работаю – концептуальное оформление и создание художественного фильма «Остров Двид» режиссёра Юлиана Тиссена. В 2021г. кинофильм совместного производства России, Франции и Армении – студия Fratajul – занялась созданием персонажей фильма. Ко мне обратился режиссер из съёмочной группы Юлиан Тессен, с целью создания и проработки персонажей для фильма «Остров Двид» из трилогии повести Крапивина «Дети синего фламинго.
Нужно было придать главным героям и злодеям фильма композиционную завершенность и индивидуальность. В частности, речь идет о главном злодее – Ящере. Могу кратко рассказать. Жили на острове Двид два мальчика, два больших друга. Они выросли, и один стал Правителем, а другой – великим Ученым. Цветущему острову грозит военное вторжение, против него объединились завистливые соседи. Правитель приходит к Ученому с просьбой помочь защитить страну. Ученый создает гигантского спрутообразного робота – Ящера, наводящего ужас одним своим видом и способного уничтожить весь вражеский флот.
Наталья Баженова: – Анна Станиславовна, что вы можете пожелать тем, кто пойдет в школу 1 сентября?
Анна Маракова: – Накануне нового учебного года, пожелаю всем школьникам открытия новых знаний, уважения друг к другу, взаимопонимания, поддержки и взаимопомощи, а учителям и родителям – понимания, терпения и мудрости.