Сегодня я беседую с исполнителем главной роли в российских сериалах «Миндальный привкус любви» и «Цыганское счастье» — актером театра и кино Стасом Эрдлей.
Стас – разносторонне развитая личность. Он легко совмещает профессиональную деятельность актера с выступлениями своей рок-группы «ЭРДЛЕЙВand», при этом занимается разными видами спорта.
— ART ВЗГЛЯД: Стас, приветствую. Для тебя первична все-таки актерская или музыкальная деятельность?
— Стас Эрдлей: И музыкальная, и актерская деятельность для меня – это одно целое, поэтому их не совсем правильно было бы разделять. Как творческий элемент, меня больше привлекает музыка, но я не являюсь профессиональным музыкантом. Для меня музыка – это один из инструментов самовыражения, который находится в пределах самоокупаемости. Но кормит меня в основном кино, потому что это – моя профессия.
— ART ВЗГЛЯД: Какая история у твоей семьи?
— Стас Эрдлей: Мои предки по отцовской линии были поволжскими немцами. В девяностые годы русские, имеющие немецкие корни, могли переехать жить в Германию. Но я не пытался уехать из России, потому что не вижу в этом смысла. Мой дед называл (считал) себя русским человеком. Я так же, как и мой дед, люблю свою русскую Землю, на которой я родился и вырос.
— ART ВЗГЛЯД: На киношных сайтах и форумах твои критики сомневаются в твоем профессионализме, мотивируя это тем, что в сериалах хорошие актеры якобы не снимаются. Что ты ответишь своим критикам?
— Стас Эрдлей: Я – профессиональный актер, я зарабатываю деньги своим трудом на своей профессии. Творчество и любительская деятельность – совсем не то же самое, что и настоящий профессионализм, который проверяется делом. То, что продюсеры не видят во мне актера полнометражного кино – это уже другой вопрос.
На сегодняшний день, качественные сериалы с долгой историей, в которую можно погрузиться на несколько вечеров, являются кинопродуктом, популярность которого превосходит популярность полнометражного кино.
Самая легкая позиция – это позиция критикана. Потому что конструктивная критика может исходить только из уст профессионала. А то, что мы слышим от всех остальных — это просто обмен мнениями. Если людям нравится делиться своим мнением с другими, то пусть делятся. Я их не знаю, а они меня знают, мне этого достаточно.
— ART ВЗГЛЯД:Телесериалы с твоим участием «Миндальный привкус любви» и «Цыганское счастье» до сих пор очень популярны у зрителей. Однозначно, это – пример качественных российских сериалов с определенной жанровой эстетикой. На твой взгляд, какой из этих сериалов лучше, и в чем?
— Стас Эрдлей: Обе эти роли для меня близки и значимы. Каждый из этих проектов хорош по-своему, но они – совершенно разные, и рассчитаны на разную аудиторию. Для меня сериал «Цыганское счастье», в первую очередь, был интересен своей яркой и необычной историей с налетом романтизма. Потому что это была, скорее, фантазийная, чем документальная, история. Я далек от цыганского образа жизни, поэтому роль Гожо в «Цыганском счастье» была для меня своеобразной примеркой.
Съемки в «Цыганском счастье» с красивыми природными локациями были мне интереснее городской истории в «Миндальном привкусе любви». Но как бытовая история, «Миндальный привкус любви» мне ближе, но там, опять же, меньше природы и меньше романтики. Зато мне интересно играть отрицательных персонажей, поэтому по органике и по существу мне ближе персонаж городского пижона Марата.
— ART ВЗГЛЯД:Какая, на твой взгляд, масс-медиа площадка наиболее перспективна на сегодняшний день?
— Стас Эрдлей: Телевидение себя опорочило низкосортным контентом, поэтому сейчас творчество переходит в интернет, который может считаться перспективной качественной и справедливой площадкой. Сериалы сейчас очень востребованы молодыми потоковыми мультимедиа-платформами, например, «Netflix», и многими другими.
— ART ВЗГЛЯД:Мне кажется, из тебя получится прекрасный комедийный актер. Снимался ли ты когда-нибудь в комедийных кинолентах?
— Стас Эрдлей: Да, снимался. У меня была роль в популярном ситкоме «Папины дочки», «Маргоша» и других кинопроектах. Также у меня много ролей в комедийных спектаклях.
В июле 2020 года я снял комедийный сериал «Соседки» в качестве режиссера, и также сыграл в нем. Сейчас данная картина находится на стадии постпродакшна или постпроизводства. «Соседки», скорее всего, будут транслироваться на потоковых мультимедиа-платформах, окончательное решение по этому вопросу будут принимать продюсеры.
— ART ВЗГЛЯД:Представь, что наше с тобой интервью читает известный режиссер. Расскажи о своей самой заветной роли – какой это персонаж, в картине какого жанра? Гитлера ты уже сыграл, кто теперь?
— Стас Эрдлей: Мне в принципе интересна режиссерская и актерская работа, интересны все роли в любых форматах и жанрах. В последнее время мне стало очень нравиться документальное кино. У меня был опыт съемок в документальном кино «Загадки Йорданса».
— ART ВЗГЛЯД:С какими кинорежиссерами ты мечтаешь поработать? И какие режиссеры – твои любимые?
— Стас Эрдлей: поработал бы с Федором Бондарчуком и Сергеем Бодровым-старшим. Еще хотел бы поработать с Алексеем Балабановым и Сергеем Бодровым-младшим, но, поскольку их уже нет в живых, то это невозможно.
— ART ВЗГЛЯД: Работал ли ты в жанре авторского кино?
— Стас Эрдлей: В сентябре текущего года я снялся в авторской картине «Кастинг» с Ариной Постниковой, моей партнершей по сериалу «Миндальный привкус любви». «Кастинг» является дебютной работой Сергея Андреева, в картине он выступил автором сценария и режиссером.
— ART ВЗГЛЯД:Фамилия Эрдлей склоняется?
— Стас Эрдлей: Мне говорят, что по правилам русского языка моя фамилия склоняется, но я ее не склоняю.
— ART ВЗГЛЯД: На 2020 год назначена премьера сериала с твоим участием «Опасный соблазн». Когда состоится премьера?
— Стас Эрдлей: Этот фильм никогда не выйдет в силу продюсерских сложностей. Он должен был выйти уже давно, но каждый год «желтые» СМИ придумывают информацию, что премьера состоится «уже в этом году».
— ART ВЗГЛЯД: Недавно писала статью «Мужчины, которые носят пальто» о том, как стиль одежды зависит от внутреннего содержания человека. Ты – мужчина в куртке или мужчина в пальто?
— Стас Эрдлей: Я ношу куртку. Пальто в моем гардеробе уже давно нет.
— ART ВЗГЛЯД: Ты со своей группой «ЭРДЛЕЙBand» исполняешь песни рок-группы «Кино», лидером которой был Виктор Цой. Цой – твой любимый исполнитель? Кто тебя еще вдохновляет из музыкантов?
— Стас Эрдлей: Меня вдохновляет вся классика мирового и русского рока, иногда слушаю попсу. Просто Виктор Цой стал человеком, который больше всего повлиял на мое развитие как личности, стал для меня некой путеводной звездой. Сейчас он даже больше популярен, чем при жизни. Поэтому на его имени многие пытаются хайпануть, например, режиссер Алексей Учитель.
— ART ВЗГЛЯД: Недавно должна была выйти премьера фильма «Цой» режиссера Алексея Учителя. Но премьеру перенесли из-за протестов со стороны семьи Цоя, в частности, сына музыканта. Что ты думаешь об этом? Нужно ли снимать байопики, и кто должен их снимать – кинорежиссеры, историки, киноведы, очевидцы тех событий?
— Стас Эрдлей: Я уважаю Алексея Учителя как режиссера и как творческую личность, но то, что он сейчас делает, я не приемлю. Ну да, он был когда-то в ленинградской рокерской тусовке, но в одну реку нельзя войти дважды и два раза хайповать на одном и том же. Меня больше всего обижает то, что молодое поколение, которое не знает, кто такой Виктор Цой, познакомится с неправильным образом Цоя, и будет думать, что он был таким, а он таким не был.
Извращен образ лидера рок-группы «Кино» и в фильме 2018 года «Лето» режиссера Кирилла Серебренникова. Говорят, что «Лето» 2018 года не имеет никакого отношения к исторически достоверному кино, так же, как и «Цой» 2020 года. Но в следующем интервью данные картины уже называются биографическими.
На мой взгляд, если снимается личностное кино — байопик, то оно должно быть максимально приближено к личности развития характера героя повествования.
— ART ВЗГЛЯД: Виктор Цой по сей день остается авторитетной фигурой потому, что сейчас времена пост-модернизма, когда искусство фактически только переиздается и интерпретируется, а не создается?
— Стас Эрдлей: Цой всегда был вне времени. Люди, которые его окружали при жизни, недооценивали масштаб его личности, так же было в свое время и с Есениным. Ведь на первый взгляд, Цой мог показаться обычным бездельником с улицы, сочинявшим песни и писавшим стихи. А он вошел в историю как культовый музыкант, поэт и личность.
Песня Цоя «Кукушка» выстрелила в военно-историческом фильме «Битва за Севастополь», кавер которой исполнила Полина Гагарина, хорошо хайпанув на этом. Мне бы хотелось, чтобы подрастающее поколение знало своих героев и авторов песен в лицо.
— ART ВЗГЛЯД: Кто, по-твоему, льет грязь на солиста британской рок-группы «Queen» Фредди Меркьюри?
— Стас Эрдлей: В Интернет злобу и негатив обычно сливают люди закомлексованные, которые, завидуя славе кумира, ищут оправдания собственной слабости. Потому что для признания собственной слабости нужна смелость. Чужая личная жизнь мне неинтересна. Российские гениальные поэты Есенин и Пушкин тоже были далеко не пай-мальчиками. Но от этого они не перестают быть теми, кем они являются.
— ART ВЗГЛЯД: Что ты считаешь самым главным в жизни? И почему?
— Стас Эрдлей: Самое главное в жизни – это найти собственное счастье в этом мире несчастья, оставаться Человеком с большой буквы, не потерять себя, и остаться верным своим принципам и идеалам. Главное, чтобы близкие тебя не предавали, и ты их не предавал, и неважно, чем ты занимаешься.
Развитие у каждого свое. Для кого-то и топтание на месте будет являться развитием. Каждый выбирает свой путь и то, что ему нравится. Я тоже в какой-то степени развиваюсь — узнаю что-то новое, преодолеваю себя, борюсь с собственными недостатками. Эта работа над собой и называется жизнью.
А еще Стас помогает детям, больным ДЦП.
Не на словах, а на деле.