Когда-то я работала в одной популярной газете. Там со мной случилась любопытная, при этом не очень приятная, история.
Сначала я думала, что мой случай — единичный. Но оказалось, что это – стандартная практика.
Тогда редактор поручила мне взять интервью у главы общественной организации, которая занималась помощью детям-инвалидам. Периодически руководству приходилось находить средства на лечение своих подопечных, и организовывать им на эти средства отдых и лечение.
Получение денег – это ответственная непростая работа, к которой нужно долго и тщательно готовиться. Поэтому у главы общественной организации, у которой мне поручили взять интервью, на руках была подробная статистика по заболеванию, для обоснования получения денег. Статистика включала в себя несколько листов, особое внимание было уделено факторам, определяющим продолжительность жизни – стажу заболевания, степени его тяжести, генетической предрасположенности, уровню жизни данной семьи, модели отношений в семье, профессиональной ориентации, умственной и физической нагрузке, а также многим другим.
Редактор посчитала, что нужно учесть только один фактор – стаж заболевания, и сделать его единственным фактором, определяющим продолжительность жизни. При этом, процентное соотношение каждого фактора не учитывалось и не указывалось в статье. В итоге, получалось так, что особые люди доживают до определенного возраста, по словам руководства общественной организации. Без согласования как с руководством, так и со мной, в одностороннем порядке.
Статистические материалы относятся к научной литературе. Чтобы в такой теме хорошо разобраться, нужно, во-первых, потратить немало времени. Во-вторых, нужно быть подкованным в терминах, которые используются в данной тематике. В-третьих, нужно уметь не вырывать слова из контекста, а значит, жанр короткой информационной заметки для таких статей никак не подойдет. В-четвертых, нельзя печатать статью без согласования, потому что это чревато тиражированием глупостей в силу выше указанных причин.
Конечно, есть желтая пресса, ее главной целью является написание сенсационных скандальных материалов, которые позволят долго находиться на главной повестке дня. Но читатели пользуются такими изданиями не для того, чтобы получить качественную, объективную и достоверную информацию, а чтобы развлечься. Доверие здесь может быть по старой памяти, но его лимит может быть быстро исчерпан.
Люди, у которых я брала интервью впоследствии, говорили мне, что таких историй, как у меня, на самом деле очень много. Сейчас я сама редактор, и не совершаю подобных ошибок. Знание редактуры помогает мне задать правильные вопросы и получить читабельный материал на выходе, владение основами риторики позволяет выстроить вопросы в правильной последовательности, а знакомство с академической логикой позволяет избегать подмены понятий и неверных суждений.
Ну и, наконец, этика и знание законодательной базы позволяют исправлять возникающие неточности еще до публикации материала, на стадии его согласования, в итоге публикуя интересную достоверную статью, которую будут читать.
Сейчас назрела проблема нехватки качественного контента.
Поисковые системы высоко ранжируют только добротные материалы.
Мир меняется к лучшему.