Если картина призвана, в первую очередь, создать настроение, то фотография фиксирует моменты жизни. Некоторые фотографы выступают в своем творчестве одновременно и в роли художника, и в роли фотографа, фиксируя важное и сделав его осязаемым. Но дальше всех пошли астрофотографы – они передают то, что многие даже не видят, пробуждая наше бессознательное и включая воображение.
Сегодня мой собеседник – тридцатидвухлетний астрофотограф из Санкт-Петербурга Михаил Рева. Он по уши влюблен в космос, упакован по полной программе и просто обожает путешествовать! Михаил активно ведет соцсети, радует подписчиков необычными, но всегда умело сделанными космическими снимками, и организует фотоэкспедиции для фотографов со всей России.
В июне Михаил отправился в красочный фототур на горный Кавказ. В экспедиции ему составили компанию фотографы из других городов, в том числе, из Екатеринбурга. Своими авторскими фотографиями из свежего тура, секретами профессиональной фотосъемки и как добиться вау-эффекта на съемках, Михаил делится с нашими читателями.
Наталья Баженова: – Михаил, рада знакомству. Про упаковку по полной программе, пожалуй, и начнем. Какое техническое оснащение необходимо астрофотографу и во сколько сегодня обойдется такой минимальный набор? Это должно быть новое оборудование или можно начать с подержанного?
Михаил Рева: – Наталья, здравствуйте! На самом деле, астрофотография — это тот жанр, в котором к твоему «железу» предъявляются довольно высокие критерии… Но для того, чтобы начать снимать и главное, получать от процесса удовольствие, вовсе не обязательно сразу начинать закупаться самыми последними моделями фотоаппаратов и дорогими объективами.
Для начала нужно обзавестись самой камерой, светосильным объективом и штативом. Уже начав снимать, вы постепенно поймете, в каком направлении вам двигаться и что стоит поменять, что докупить. Я лично почти все свои камеры и объективы покупал на вторичном рынке, а сэкономленные деньги тратил на поездки в места с красивой натурой для съемок, мне это всегда казалось более рациональным с точки зрения результата.
Что касается стоимости минимального набора, то собирая его сейчас, я бы взял на вторичном рынке фотоаппарат Canon 6d или Sony a7s + объектив Samyang 24 1.4 или Samyang 14 2.8 + устойчивый штатив с грузоподъемностью не менее 5кг. Стоимость такого комплекта составит 55 — 70 т.р. Это не самый дешевый вариант, но уже такой, который позволит получать со временем очень достойные по качеству снимки. Оптимальный по соотношению цена/качество.
Наталья Баженова: – Какие основные виды космической съемки существуют? Какие из этих видов доступны одиночному фотографу, а какие под силу выполнить только космонавту, спутнику или другому космическому аппарату?
Михаил Рева: – Среди любителей астрономии распространены планетная съемка, съемка объектов глубокого космоса и съемка ночных астропейзажей.
Все эти направления весьма сильно отличаются друг от друга по используемым методам и оборудованию.
При съемке планет, Марса, Юпитера, Сатурна и Венеры используют видеосъемку через подключенную к телескопу с очень большим увеличением планетную камеру или даже вебкамеру. Огромное значение тут имеет турбуленция атмосферы, изображение дрожит и плывет, как будто мы смотрим на него сквозь текущую воду. Чтобы получить хорошую резкую и детализированную картинку, приходится снимать на видео объект, раскладывать его на отдельные кадры и затем, отбирая небольшой процент наиболее качественных, усреднять их в специальном софте, чтобы снизить фоновый уровень шума и таким образом проявить максимум деталей.
При съемке дипская – объектов глубокого космоса (галактик и туманностей) также используются телескопы, к которым подключается приемник изображения (астрокамера или фотоаппарат), грузоподъемная монтировка, которая будет осуществлять слежение за объектом съемки, перемещая за ним телескоп и удерживая цель съемки в кадре.
Опять-таки мы имеем дело с крошечными и очень тусклыми объектами, поэтому чтобы собрать хороший сигнал и получить качественный результат, нужно накопить очень длительные экспозиции за несколько часов, а иногда и дней! Конечно, в обоих этих направлениях после съемки еще начинается история с непростой и небыстрой обработкой полученных кадров, это весьма технически непростой и муторный процесс… Тем не менее, лучшие работы, которые получают сегодня любители, просто потрясают воображение. Еще лет двадцать назад это наверняка бы показалось чем-то совершенно запредельным.
Наконец, мой любимый жанр астрофотографии — это съемка ночных астропейзажей. Я лично сконцентрирован только на нем. Полярные сияния, Млечный Путь, метеорные потоки, звездные треки, различные оптические явления, и все это в сочетании с красивым земным пейзажем.
Все эти жанры под силу обычным любителям астрономии. Космонавты, по большей части, заняты проведением научных экспериментов и эксплуатацией МКС. Хотя и создание контента для медиа — тоже часть их работы. Правда, чаще всего свои огромные телеобъективы они направляют в противоположную от нас, астрофотографов, сторону — на Землю J
Снимают лесные пожары, извержения вулканов и тому подобные процессы. Иногда благодаря их работе, мы можем увидеть и фотографии/видеозаписи северного сияния или собственного свечения атмосферы с орбиты. Потрясающее зрелище… Большинство космических аппаратов направлено на сбор информации технического характера, и просматривать ее обывателю вряд ли будет интересно.
Наталья Баженова: – Назовите ваши любимые фотомаршруты и расскажите подробно про каждый из них.
Михаил Рева: – Я безмерно люблю путешествовать и снимать в Крыму. Потрясающее место в плане того, сколько разнообразных природных локаций – пещерные города, соленые озера, живописные скалистые и песчаные побережья, грязевые вулканы и карстовые пещеры, лавандовые и маковые поля, степь…
От поездки к поездке маршрут и места для съемок могут полностью отличаться, все зависит от времени года и того, чего хочется – отвисать на пляже или пройти вдоль скал на каяке с дельфинами. Встретить рассвет на вершине Ай-Петри или спуститься в пещеру. При этом на полуострове вполне прилично темное небо. Даже в часе езды от Симферополя можно найти интересные локации, чтобы снять красивый Млечный Путь.
Мне нравятся поездки на Кольский полуостров, особенно Хибины, особенно поздней осенью и зимой. Здорово, что из Питера можно очень быстро попасть в Кировск, прилетев на самолете или просто отправившись на выходные на машине. Горы фактически окружают Кировск, добраться до шикарных съемочных точек, с которых здорово снимать северное сияние, можно даже пешком. При этом, длинные ночи за полярным кругом дают возможность снимать большую часть суток J Днем при этом можно здорово покататься на горнолыжке.
Ну и конечно, самое любимое — это Кавказ. Стабильно потрясающее звездное небо благодаря возможности забраться повыше в горы и отсутствие крупных населенных пунктов. Любимые места — это природный парк Большой Тхач, Баксанская долина, озеро Бирджалы в окрестностях Джилы-Су, Имеретинские озера.
Головокружительные виды днем и бездонное небо ночью — абсолютно идеальное сочетание. Уже спустя день пути с рюкзаком количество людей, которых ты можешь встретить, очень резко сокращается, и ты оказываешься в совершенно другой среде, где по-настоящему отдыхаешь головой от городской суеты.
Наталья Баженова: – К чему нужно быть готовым начинающему астрофотографу? Ведь в любой профессии существуют свои подводные камни.
Михаил Рева: – Как и любому пейзажному фотографу, астропейзажисту нужно проделывать приличный объем работы в планировании своих поездок, чтобы получить действительно качественные кадры. Лучшее небо находится в стороне от населенных пунктов, порождающих засветку.
Также, чем выше мы поднимаемся, тем меньше становится влияние пыли и аэрозолей в атмосфере. По совокупности этих факторов, лучшее небо в плане прозрачности можно наблюдать в горах. Именно туда чаще всего я и стремлюсь отправиться на съемки.
Находясь ночью вдали от цивилизации, нередко можно встретиться с дикими животными, и часто эта мысль отпугивает начинающих. Хотя на самом деле, считаю, что этот страх переоценен, животные нас боятся гораздо больше, чем мы их. Если вести себя в соответствии с давно известными общими рекомендациями, то все будет хорошо.
Нередко людям просто некомфортно находиться в темноте одному в безлюдном месте. А компания не всегда у астрофотографов есть, большинство людей все-таки предпочитает спать по ночам J С этим, наверное, ничего не поделаешь, со временем только привыкаешь, все-таки это какой-то глубоко заложенный в нас генетически страх неизвестного…
Наталья Баженова: – Какими знаниями, на ваш взгляд, должен обладать астрофотограф? Это обязательно должна быть астрономия или достаточно объема знаний обычного фотокружка?
Михаил Рева: – Нужно обязательно обладать базовыми навыками использования фототехники, отличать диафрагму от выдержки и ИСО J Если человеку интересно, то с этим он разберется быстро.
Что касается знаний непосредственно по астрономии, то это не то чтобы обязательно, но на мой взгляд, понимание того, что ты снимаешь и почему оно так выглядит, придает мощный импульс и мотивирует на съемки и в обратную сторону, растет желание узнать об этом больше информации и разобраться в сути вещей.
Вот, например, сделали вы кадр ночного неба и на нем разглядели узкие протяженные зеленые полосы, которые глазу вообще не видны.
А потом вы выясняете, что стали свидетелем того, как в верхних слоях атмосферы на высоте в пару сотен километров происходят химические реакции с участием молекул кислорода, которые сопровождаются выделением света.
Или, например, наблюдаете глазом так называемый Зодиакальный Свет — слабое свечение в виде конуса, которое можно наблюдать вскоре после захода или перед восходом Солнца. Возникает он вследствие рассеивания солнечного света на линзообразном скоплении частиц пыли, это облако имеет круговую форму с шириной от внешней границы земной орбиты до внешней орбиты Марса. Источником этой пыли является Марс. По всей видимости, пыль покидает Марс во время пылевых бурь благодаря разреженной атмосфере и слабой гравитации.
Когда осознаешь свидетелем событий какого масштаба и природы ты являешься, то снимать становится несравнимо интереснее. А иногда наоборот, прочитав о чем-то таком, ты хочешь это попробовать сфотографировать самостоятельно.
Наталья Баженова: – Что первично в погоне за звездами – творчество или правильное техническое исполнение?
Михаил Рева: – Чтобы заниматься творчеством без оглядки на техническое исполнение, нужно, безусловно, сначала научиться базовым вещам, тому как управляться с техникой, как ее настраивать и как планировать съемки.
Думаю, вы согласитесь, что интересная задумка в кадре или композиционно гармоничный снимок будет смотреться гораздо лучше, если он выполнен технически качественно. Но и наоборот — изображение хорошего качества без приятной глазу композиции, какой-либо задумки, выразительной натуры не заставит зрителя задержаться на нем взглядом. Так что одно тут дополняет другое, умение пользоваться техникой необходимо, чтобы грамотно реализовать свои творческие замыслы, поделиться со зрителем красотой мимолетного момента…
Наталья Баженова: – На какое расстояние необходимо отъехать от города, чтобы увидеть звезды?
Михаил Рева: – Если мы говорим о больших городах, таких как Питер или Москва, то это не менее 100 километров, а лучше еще дальше. Если вы живете в небольшом городе или в деревне, то может быть достаточно и 30 километров. Все, конечно, зависит от того, что вы рассчитываете увидеть — просто звезды и контуры самых известных созвездий или сияющий Млечный Путь с газовыми облаками…
В открытом доступе есть так называемые карты светового загрязнения, которые призваны дать количественное отображение того, насколько темное небо в том или ином месте. https://www.lightpollutionmap.info/ Но для настоящего вау-эффекта, конечно, нужно выбираться куда-то действительно далеко от крупных городов.
Наталья Баженова: – Чего вы ожидали от фотоэкспедиции на Кавказ в Большой Тхач, которая завершилась 22 июня?
Михаил Рева: – Что касается фототура на Большой Тхач, то я всегда жду однозначно переменчивой погоды, ливней, града, палящей жары, туманов, ясных ночей и гроз. Июнь — очень переменчивый месяц на Кавказе. Фотографам стоит быть благодарными погоде за столь быстрые метаморфозы, именно в такие моменты случаются самые удивительные по красоте закаты и рассветы, нужно только всегда быть наготове.
Еще я очень жду возможности поснимать поля цветущих рододендронов, их в парке очень много и когда они все распускаются, это сказочно красиво! Ну и конечно, новые знакомства с интересными людьми, коллегами по увлечению – фотографами и путешественниками, это всегда здорово ?
Наталья Баженова: – Проводили ли вы собственные фотовыставки? Когда и в каких городах это было? Выставки были посвящены астрофотографии?
Михаил Рева: – Отдельные мои астропейзажные работы печатались и выставлялись на открытых мероприятиях Питерского астрономического клуба СПАГО. А вот полноценной фотовыставки у меня не было, хотя, думаю, материал уже накопился на несколько тематических, наверное, пора уже этим заняться.
Наталья Баженова: – Недавно любовалась вашими фотографиями диких животных – лисица, лань с детенышем и другие. Животные – ваша вторая страсть? Какие ваши любимые животные?
Михаил Рева: – На самом деле, не могу так сказать. Да, нередко удается встретить в походах лис, кабанов, лосей, зайцев, туров, оленей, серн. Встретить следы медведей или волков. Но именно на фотосъемке животных я не специализируюсь, снимаю только от случая к случаю, если повезло встретиться.
Любимые модели – это, конечно, лисы — животные, обладающие удивительной плутоватой харизмой, любопытные и частенько стремящиеся на контакт, с целью урвать что-нибудь вкусное, конечно…
Наталья Баженова: – Заметно ли сейчас уменьшение магнитного поля Земли, которое, по наблюдениям ученых, за последние 200 лет сократилось на девять процентов? По мнению ученых, это является одной из причин более ярких и частых Северных сияний.
Михаил Рева: – Мне, как обычному землянину, этого не заметно. О том, что это является одной из причин более ярких и частых северных сияний, я, честно говоря, слышу впервые.
Частота северных сияний непосредственно связана с частотой возмущений магнитного поля нашей планеты, а их причиной в свою очередь является Солнце со своими потоками ионизированных частиц, истекающих из солнечной короны в космическое пространство. Солнечная активность имеет ярко выраженную 11 летнюю цикличность, соответственно от года минимальной активности до года максимальной проходит чуть больше 5 лет.
Мы сейчас находимся как раз на пути к очередному максимуму, так что в ближайшие годы северные сияние будем видеть все чаще, нужно пользоваться этими возможностями ? Вообще, северное сияние – это, безусловно, самое эффектное явление, которое только можно увидеть ночью! Каждый раз испытываю совершенно детский восторг, когда попадаю под хорошую бурю!
Наталья Баженова: – Любите ли вы науку и фантастику? Кто ваш самый любимый писатель? Какие литературные произведения вы читаете чаще других?
Михаил Рева: – Да, я очень интересуюсь астрономией, а вот фантастикой, пожалуй, только в формате кино. Любимые фильмы в этом жанре — это «Бегущий по Лезвию», «Чужой», «Космическая Одиссея».
На самом деле, увлечение астрофотографией родилось из интереса к фотографии, астрономии и пешему туризму, и потому абсолютное большинство книг, которые я читал за последние 10 лет, это либо научно-популярная литература по астрономии, либо автобиографическая литература про горы и восхождения. Что касается любимого автора, то это Владимир Сурдин, который в своих книгах доступно и увлекательно рассказывает об общей астрономии.
Наталья Баженова: – На какой планете вы хотели бы провести фотосъемку?
Михаил Рева: – О, планету я легко назову без каких-либо раздумий – Земля.
Вопрос больше — в каких местах на Земле я бы хотел поснимать…
На нашей родной планете такое колоссальное количество удивительных по своей красоте и разнообразию мест, что она легко даст фору всем известным нам на сегодняшний день планетам. Можно найти места и похожие на Марс, и наверное на другие планеты тоже, если именно такой целью задаться. Климат у нас при этом намного более приятный, поэтому точно Землю выбираю ?
Тема нло не раскрыта. Знаю товарища. Который их часто видит. И фоткает.
Давеча довелось заснять несколько таких объектов с кадрами или кадров с объектами, смотря с какой стороны смотреть )
Фото сюда почему-то не прикрепляются, не могу прикрепить.
Один мой кадр даже попал в крупное сообщество по астрофотографии «Любительская астрономия» и набрал там много лайков и комментариев, вот ссылка на дискуссию: https://vk.com/club28313198?w=wall-28313198_449918/all
Вам какой ответ больше всего понравился?
Михаил Рева высказал предположение, что это инверсионный след самолета, подсвеченный, уже зашедшим для наблюдателя за горизонт, Солнцем.
Это объект? он летает? Он неопознан? ЭТО НЛО.
Вы чертовски правы! Именно такой логичной логике я и следовала.
Видимо, у каждого своя интерпретация этого загадочного слова из трех букв.